• Правительство
  • Аппарат Правительства
  • Заседания
  • Документы
  • Для СМИ
  • Новости

      RSS
    Рустэм Хамитов представил отчёт о результатах деятельности Правительства Башкортостана в 2016 году 20.04.2017 10:13

    Рустэм Хамитов представил отчёт о результатах деятельности Правительства Башкортостана в 2016 году

    20 апреля в Доме Государственного Собрания – Курултая республики Глава Башкортостана Рустэм Хамитов представил отчёт о результатах деятельности Правительства РБ в 2016 году.

    Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

    Уважаемые депутаты! Уважаемый Константин Борисович! Уважаемые гости и приглашённые!

    В самом начале хочу поблагодарить Государственное Собрание – Курултай за тесное и конструктивное взаимодействие с органами исполнительной власти, поддержку законотворческих инициатив Правительства республики.

    Такое взаимопонимание и сотрудничество сегодня особенно важны.

    Вместе мы научились справляться со многими непростыми вызовами, создаём принципиально новые «точки роста» для нашей экономики, находим перспективы развития традиционных для республики отраслей, укрепляем социальную сферу. Так нужно нам действовать и впредь.
    Главным достижением прошлого года считаю положительную динамику основных макроэкономических показателей, укрепление финансовой устойчивости, выполнение всех социальных обязательств.

    Промышленное производство по итогам 2016 года выросло на 2,6 процента. В сельском хозяйстве рост составил около одного процента. По индексу объёма инвестиций в основной капитал – 104,2 процента – республика вышла в лидеры в Приволжском федеральном округе.
    Достойные показатели достигнуты в бюджетной системе. Год завершён с профицитом в 10 млрд рублей. В полном объёме профинансированы все социально значимые расходные обязательства. Реализованы «дорожные карты» по увеличению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. В целом наметился реальный рост заработных плат. Снизился уровень общей безработицы.

    Ожидаемая продолжительность жизни в республике выросла с 70 до 71 года. Сократилась смертность практически по всем видам заболеваний.

    В целом, республика успешно движется вперёд, мобилизуя ресурсы для решения проблемных вопросов.
    Один из наиболее острых на сегодняшний день – это ухудшение демографической ситуации, связанное в том числе с оттоком трудовых ресурсов. По итогам года непростая ситуация в этой части сложилась во многих районах и городах республики. Правительство неоднократно рассматривало этот вопрос. Определены соответствующие задачи на ближайшие годы.

    Реальным инструментом повышения занятости, создания высокооплачиваемых рабочих мест является широкая кооперация граждан, малых хозяйств, микропредприятий. Нужно содействовать развитию коллективных форм собственности, чтобы работники, объединив ресурсы и компетенции, создавали общее производство, сообща решали все вопросы.

    Рассчитываю, уважаемые депутаты, на вашу компетентную поддержку в решении этих и других ключевых задач.

    Уважаемые депутаты!

    На прошлой неделе состоялась прямая линия с жителями республики, поступило около 9 тысяч вопросов. В основном людей интересуют темы экономики, строительства жилья и дорог, работа сфер жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, социального защиты, образования, культуры, спорта.

    Самыми активными участниками линии традиционно стали уфимцы. В столице проживает четверть нашего населения, поэтому республика вкладывает значительные средства в развитие социальной, дорожной инфраструктуры города, общее его благоустройство. Огромная работа проведена в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС. введены и будут вводиться современные объекты.

    Всего за последние пять лет через Республиканскую адресную инвестиционную программу (РАИП) профинансировано строительство более 250 объектов, выделено свыше 15 млрд рублей. Еще 13,5 млрд рублей направлено Уфе через дорожный фонд. Только в прошлом году общий объём помощи городу превысил 13 млрд рублей, составив 60 процентов бюджета Уфы.
    Такая же серьёзная работа идёт по другим территориям. Реализуются программы развития Зауралья и Северо-Востока. Кумертау и Белебей вошли в число территорий опережающего социально-экономического развития. Продолжается работа по приданию такого статуса остальным нашим моногородам.

    В целом вопросы социального благополучия, повышения качества жизни являются для нас с вами определяющими. Будем и в дальнейшем трудиться так же слаженно, вместе решать стоящие перед нами ответственные задачи.

    Уважаемые коллеги! Подробную информацию о результатах деятельности Правительства представит в своём выступлении Премьер-министр Правительства республики Рустэм Хабибович Марданов.

    Выступление Рустэма Марданова

    Стенограмма ответов на вопросы депутатов парламента. 

    Р. ХАЙРУЛЛИН, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Уважаемый Рустэм Хабибович! Спасибо за объективный, основательный доклад по деятельности Правительства. Действительно итоги развития по всем основным направлениям положительные, и в этом, несомненно, большая заслуга Главы республики и Правительства. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить от имени комитета Вас и министров за совместную работу в законотворчестве и иных форматах нашей совместной деятельности.

    Вместе с тем, на мой взгляд, есть вопросы, которые требуют большего внимания со стороны Правительства. В частности, в последнее время все говорят о негативном влиянии крупных федеральных торговых сетей на развитие малого и среднего бизнеса. На федеральном уровне активно обсуждается законопроект об ограничении времени работы таких сетей в регионах. Как у нас в республике обстоят дела с развитием ритейла?

    Р. МАРДАНОВ: Вы правы, здесь ситуация пока ещё далека от идеальной. Конечно, в силу того, что сократились реальные доходы населения, в прошлом году сократилось и реальное значение розничного товарооборота, объёмы реализации продукции как в крупных сетях, так и у малых предприятий. Но должен сказать, что всё-таки на малых предприятиях это сказалось в большей степени. По имеющейся у нас информации, количество малых торговых предприятий сократилось на 1,5 тысячи. Конечно, дополнительные меры поддержки этих предприятий потребуются.

    Что касается введения ограничения на деятельность крупных федеральных сетей, то эта мера не совсем однозначна. Её нужно будет хорошо обсудить, прежде чем принимать или поддерживать. Дело в том, что по результатам опроса, который был проведён на федеральном уровне, более 80 процентов граждан не поддерживают ограничение времени работы, поскольку это, конечно, удобно.

    Но с другой стороны, мы должны – ещё раз хочу подчеркнуть – принять дополнительные меры для поддержки малого бизнеса в торговой сфере. Возможно, это будут специальные меры, которые направлены на поддержку развития предприятий в формате магазинов шаговой доступности. Мы обсуждали это в Правительстве. Думаю, что в ближайшее время какие-то дополнительные меры предусмотрим.

    Х. ШАГИЕВ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Уважаемый Рустэм Хабибович! Мне по долгу работы пришлось этой весной принять участие в агрономических совещаниях в 10 районах. У многих фермеров, руководителей хозяйств возникает вопрос: как получить субсидии для снижения банковских процентных ставок на молоко, на гектар посевов? Есть там причины, конечно. Я не выгораживаю сельских производителей. Но в то же время говорят, что весенний день год кормит. Есть опасения, что эти издержки приведут к затягиванию весенне-полевых работ, уменьшению применения минеральных удобрений, средств защиты растений, забою поголовья скота для того, чтобы возместить эти затраты, и, в конечном счете, повлияют на итог урожая 2017 года. Как, по-Вашему, можно решить эту проблему?

    Р. МАРДАНОВ: Действительно, ситуация в начале года стала напряжённой в связи с изменением форм оказания поддержки на федеральном уровне. И в силу изменения этих форм поддержки наши сельхозтоваропроизводители, к сожалению, пока не смогли получить намеченный объём льготных кредитов.

    Учитывая такую ситуацию, по поручению Рустэма Закиевича на одном из первых заседаний антикризисной комиссии, посвященном рассмотрению этой проблемы, было принято такое решение: пока нет федеральных денег, выделить из республиканского бюджета деньги на субсидирование этой процентной ставки. Сейчас эта сумма определена в 150 млн рублей, но при необходимости может быть и увеличена. Мы уверены в том, что после того, как мы об этом сказали, сельхозтоваропроизводители, зная, что такое субсидирование будет, стали брать кредиты даже по повышенной ставке для того, чтобы подготовиться к весенне-полевым работам.

    В целом – это тоже поручение Рустэма Закиевича – на этот год объёмы поддержки АПК не будут сокращены. Единственное, что мы, конечно, думаем о том, как повысить результативность этих мер для того, чтобы поддержка была оказана наиболее эффективным хозяйствам и позволила увеличить объёмы производства.

    Е. РОДИНА, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Уважаемый Рустэм Хабибович! Констатирую, что в последнее время выстроена очень конструктивная работа с Правительством Республики Башкортостан, которая даёт свои положительные результаты. Мы на встречах с населением региона отмечаем, что уменьшаются вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством.

    Однако в повестке дня приёмов депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан остаётся вопрос капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Мы прекрасно понимаем, что трёхгодовая программа не решила всех вопросов, и получаем от населения сомнения в том, сможем ли мы удержать те объёмы, которые достигнуты и на которых Вы сегодня остановились в своём докладе. Сможем ли мы в ближайшие годы реализации программы капитального ремонта удержать качество выполнения работ, которое очень влияет на качество жилищно-коммунальных услуг?

    Р. МАРДАНОВ: Программа ремонта многоквартирных домов является одной из наиболее социально значимых. Хотел бы заверить, что, конечно, запланированные программой мероприятия будут профинансированы и выполнены в полном объёме, как это и предусмотрено, на уровне не меньше прошлого года. Цифры не повторяю, их уже называл. Уверенность заключается в том, что в республике продолжает повышаться уровень сбора взносов на капитальный ремонт. Здесь мы в числе лидеров в Российской Федерации.

    Что касается качества проводимого ремонта, то по этому вопросу достаточно много обращений в Правительство. Для этих целей мы будем активно использовать возможности нашего Жилстройнадзора, который будет активно проверять дома, вводимые после капитального ремонта. Мы также планируем использовать возможности общественных организаций, которые у нас есть и активно работают при вашей поддержке.

    Р. АЗНАБАЕВ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Уважаемый Рустэм Хабибович! Спасибо за подробный отчёт о работе Правительства, который вселяет уверенность в нашей дальнейшей работе и убеждает в правильности выбранного пути развития республики. Хотел бы обратить внимание на один очень важный вопрос. Мы все знаем, что без квалифицированных рабочих нельзя организовать высокоэффективное производство. В последние годы в связи с сокращением производства ослабло внимание к подготовке квалифицированных кадров. Что делается в республике для повышения престижа рабочих профессий?

    Р. МАРДАНОВ: Действительно, эта задача есть. Многие предприятия испытывают недостаток квалифицированных рабочих. Приходится принимать ветеранов, особенно на сложные работы. Поэтому в ближайшее время это направление будет приоритетным.

    В своём выступлении я сказал, что сейчас разрабатываются программы по Топ-50 наиболее востребованных специальностей, и 40 наших учреждений среднего профессионального образования приступят к подготовке в соответствии с этими обновленными программами.

    Важной также является реализация на территории нашей республики движения WorldSkills, которое способствует популяризации рабочих профессий. У нас здесь есть некоторые успехи, наши выпускники уже попадали в российские команды для участия в EuroSkills, и мы надеемся, что в ближайшее время их количество вырастет. Также при поддержке Рустэма Закиевича мы выступили с инициативой провести очередной форум WorldSkills Russia в нашей республике. Естественно, чтобы провести его достойно, мы будем готовиться в этом направлении.

    Но наибольший эффект дают меры, которые принимаются не только Правительством, а совместно с предприятиями и организациями. У нас в республике есть успешные примеры, когда, прежде всего, конечно, крупными предприятиями организована совместная работа по подготовке по востребованным специальностям. Это Уфимское моторостроительное производственное объединение, Учалинский горно-обогатительный комбинат, в котором реализована одна из образцовых программ. В этом году мы предусмотрели дополнительные меры в этом направлении, в том числе стимулирующего характера, для того, чтобы расширить такую подготовку. В целом это должно позволить снять остроту этой проблемы.

    Э. АИТКУЛОВА, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Добрый день, уважаемый Рустэм Хабибович! Вопрос касается одного из направлений, которое курирует наш комитет – сферы спорта. В докладе, который иллюстрирует Ваше выступление, есть такой показатель – в 2016 году количество занимающихся в спортивных организациях снизилось на 5,5 тысячи человек.

    Ещё есть поручение Президента Российской Федерации, которое он дал на Совете по физкультуре и спорту 11 октября 2016 года, по перераспределению средств из профессионального спорта в массовый. Есть также поручение Главы нашей республики Рустэма Закиевича Хамитова о том, что нам нужно перераспределять эти финансовые потоки. Наверное, здесь речь идёт не только о бюджетном финансировании, но и средствах крупных корпораций, которые сегодня поддерживают профессиональный спорт.

    В рамках контрольных полномочий парламента в апреле на заседании комитета при участии Министерства молодёжной политики и спорта и Министерства финансов мы этот вопрос достаточно подробно рассматривали. Но пока не услышали чёткого алгоритма действий, как Правительство будет реализовывать эти поручения. Как всё-таки будет выглядеть сама схема перераспределения ресурсов и куда будут направляться высвобожденные средства?

    Р. МАРДАНОВ: Это, действительно, приоритет. Мы имеем поручение Главы республики по этому поводу. Что будет делаться в этом направлении? Конечно, не сразу, поэтапно, объективно.

    Профессиональный спорт и особенно спорт высших достижений в настоящее время не может существовать на международном или российском уровне без существенной поддержки, в том числе государственной. Это данность. Наша задача – уменьшить объёмы такой поддержки. В прошлом году на поддержку профессиональных команд мы направили более 300 млн рублей из бюджета республики. Эту сумму мы уменьшим. Ее, скорее всего, не будет. Это первая мера, которая будет предпринята.

    Что касается того, куда должны быть перераспределены эти средства, то, прежде всего, это поддержка массового спорта. В Правительстве республики состоялась встреча со всеми спортивными федерациями, которые работают в республике. Мы договорились о том, что в соответствии с законом у каждой федерации должен быть разработан план на три года, который соответствующим образом будет утвержден. Сейчас мы хотим совместно провести разработку и согласование этих программ для того, чтобы определить те цели, о которых Вы в том числе говорили – снижение количества занятых, количество спортсменов, которые будут подготовлены для соответствующего уровня. Мы определим эти цели, и на реализацию этих программ будут направлены средства бюджета республики.

    В то же время значительная часть средств, которые необходимы для поддержки спортивных команд (Вы знаете, они достаточно дорогие), мы будем изыскивать в основном из внебюджетных источников. Здесь мы надеемся на поддержку предприятий и организаций республики, но должен сказать, что она пока незначительная. Будем искать в сравнении с потребностями. Для самого предприятия это большие суммы, но исходя из потребностей финансирования это небольшие суммы. Поэтому мы будем активно обращаться. Для тех федераций, где массовое количество занятых и где коллективы предприятий активно участвуют в спортивных соревнованиях, мы будем пытаться найти партнёров среди организаций. Тем не менее, никто не снимает с нас цели, чтобы обеспечить устойчивое финансирование всех наших спортивных команд. И оно, конечно, будет обеспечено.

    Р. ГУСМАНОВ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Уважаемый, Рустэм Хабибович! В 2016 году была принята Стратегия развития агропромышленного комплекса республики. Там в основном был сделан упор на развитие крупных форм хозяйствования. Понятно, что это привело и приводит к освобождению ещё большего количества трудовых ресурсов на селе. В то же время в сельской местности у нас проживает 40 процентов населения, 51 процент сельхозпродукции производится в личных подворьях граждан. В этой связи хочется спросить, какие шаги будут предприниматься по вовлечению в товарооборот малых форм хозяйствования? Какие будут шаги по поддержке личных подворий граждан?

    Р. МАРДАНОВ: Действительно очень важный, может быть, ключевой вопрос для развития агропромышленного комплекса нашей республики на ближайшее время. Если взять 2016 год, то мы с вами говорили, что рост произошел только на 0,8 процента. При этом надо сказать, что сельскохозяйственные предприятия увеличили объёмы производства на 3,5 процента. За счёт чего произошло снижение? Прежде всего, за счёт личных подсобных хозяйств, которые занимают значительный удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции в нашей республике. Чем это было обусловлено? Это не было обусловлено снижением поддержки, например, со стороны республики или федерального бюджета. Прежде всего, это было вызвано снижением реальных доходов населения. В условиях снижения реальных доходов, конечно, многие наши сельские жители приняли решение остановить это производство. Хотя, казалось бы, можно было ожидать обратной реакции.

    Для того чтобы всё-таки было обеспечено устойчивое сельскохозяйственное производство, мы ориентируемся на крупные предприятия. Вы знаете об этом, и это действительно принято в Стратегии-2030. Они должны быть в республике. Они должны составлять костяк. Это тоже один из приоритетов Стратегии.

    Есть поручение Рустэма Закиевича по активизации развития этих небольших форм хозяйств, прежде всего, с использованием возможностей кооперации. У нас есть небольшой опыт успешной кооперации в производстве сельскохозяйственной продукции. Например, предприятие «Маяк», развивающее овцеводство в Зианчуринском районе, «Башкирский гусь», сбор молока в крестьянско-фермерских хозяйствах. Но это, конечно, не те масштабы.

    Для обеспечения устойчивого развития сектора аграрной экономики нужно сделать так, чтобы эти предприятия были освобождены от очень затратных этапов производства, например, таких, как обеспечение кормами, реализация продукции, которые хозяйство отдельно тоже не может выполнить. Важно оставить для сельскохозяйственных производителей только основное производство, а остальное в основном заместить кооперацией. Конечно, мы понимаем, что без государственной поддержки это не получится. Уже сейчас в бюджете предусмотрены федеральные и республиканские средства, но там небольшая сумма – порядка 30 млн рублей. Мы думаем о том, чтобы расширить эту программу и оказать соответствующие меры государственной поддержки.

    И. ИСАНГУЛОВ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Рустэм Хабибович, спасибо за интересный и состоятельный доклад. Вы сказали, что заканчивается программа по сносу ветхого и аварийного жилья в республике. Но ветхое и аварийное жильё ещё осталось. Какие меры по решению этой проблемы Правительство планирует реализовать в ближайшем будущем?

    Р. МАРДАНОВ: У нас завершается федеральная программа, в рамках которой на финансирование этих мероприятий выделялись средства Фонда реформирования ЖКХ. Действительно, ветхое и аварийное жильё остаётся. Сейчас на федеральном уровне идёт дискуссия о том, чтобы продолжить эту программу. Но даже если она не продолжится, у нас есть республиканская программа. Она реализуется параллельно с федеральной. Думаю, что она продолжится, потому что во многих населённых пунктах остаются достаточно большие объёмы такого жилья.

    В. СТАРОВ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Рустэм Хабибович, вчера в Государственной Думе на отчёте Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что Правительство прорабатывает вопрос о предоставлении льготы для отечественных производителей путём уменьшения налога на прибыль вплоть до 5 процентов. То есть гигантская льгота. Понятно, что это ударит по регионам, по бюджетам. Всё это надо считать. В этой связи как Вы считаете, существует ещё потенциал у Правительства республики в свою очередь в рамках больших приоритетных проектов тоже пойти на какие-то дополнительные преференции для инвесторов? Может быть, в размерах налога, а может быть, в сроках предоставления льгот? Мне кажется, очень важный вопрос для инвестора.

    Р. МАРДАНОВ: Вопрос действительно актуальный. Не знаем, как будет принято федеральное решение. Это впервые озвученная инициатива. А мы действительно думаем о дополнительных мерах. В ближайшее время, как я уже сказал, будем стараться внести их в Государственное Собрание. О чем идёт речь?

    Первое. Налоговый кодекс предполагает возможность дополнительного льготирования. Там появилась новая категория – региональные инвестиционные проекты. Для них предусмотрена льготная ставка по налогу на прибыль. Мы планируем это решение подготовить и принять.

    Второе. К нам обратились крупные компании, которые реализуют на территории республики ряд инвестиционных проектов в сферах экологии. В Год экологии несколько крупных предприятий реализуют такие программы. Их инициатива – сделать возможным, чтобы в число приоритетных могли быть включены проекты в области экологии. Мы склоняемся к тому, чтобы тоже поддержать эту инициативу.

    Третье. Аналогичное предложение по инициативе предприятий. Посмотрим, как оно будет коррелировать с федеральным. Это введение льготы на имущество по вновь введённым основным средствам в рамках строительства или реконструкции. То есть для упрощения налогового администрирования выделяются основные средства, их легко можно оценить, и на них предлагается ввести такую квоту. Вот, что обсуждается в ближайшее время. Принимать решение будем с учётом федеральных мер.

    Р. АХМАДИНУРОВ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Рустэм Хабибович, согласно Вашему отчёту республика демонстрирует достаточно позитивные экономические темпы развития. Мы видим, что налоговые поступления за прошлый год увеличились на 17 процентов, 10 млрд рублей дополнительных доходов.

    При этом за прошлый год мы видим ухудшение важных, ключевых социальных показателей жизни республики. Реальные доходы населения у нас уменьшаются практически второй-третий год подряд: в 2015 году было 94 процента, в этом году – 97 процентов. Показатели миграционной убыли уменьшаются третий год подряд: 2014 год – почти 1 000 человек, 2015 год – 6 тысяч человек, в этом году – почти 4 тысячи человек убыли. По снижению рождаемости мы в этом году достигли, наверное, исторически худшего показателя – почти 6 процентов. Второй год снижение рождаемости наблюдаем. Интегральный показатель ожидаемой продолжительности жизни мы увеличили с 70 до 71 года. Но, допустим, в том же Татарстане – 74 года.

    Возможно ли как-то переломить эту стагнацию и отставание от соседних регионов? Понятно, что экономические трудности. Но мы видим, что средства есть, республика развивается, а социальные показатели не улучшаются. Прокомментируйте, пожалуйста.

    Р. МАРДАНОВ: Прежде всего, должен сказать, что финансовые итоги прошлого года были успешными, но это не было ожидаемым результатом. Напомню, что вы утвердили бюджет на 2017 год с дефицитом 10 млрд рублей. И это, между прочим, было обоснованно. Проект бюджета неоднократно рассматривался. То есть сказать, что в прошлом году мы могли бы начать реализовывать масштабные программы, действительно, было очень сложно. Но когда мы почувствовали эту возможность, Рустэм Закиевич такие поручения дал. Сейчас уже есть поручения подготовить соответствующие программы, особенно по наиболее болезненным сферам, о которых Вы говорите. Первая из них – по стимулированию рождаемости – принята. Готовятся и другие. Следующая – это меры в области миграции.

    Хотел бы Вас предостеречь от того, чтобы думать, что республика своими ограниченными дополнительными расходами может существенно улучшить, скажем, показатели реальных доходов населения. Здесь, прежде всего, надо развивать само производство, стимулировать его развитие. На это мы, скорее всего, и направим основные усилия. Если будут созданы новые высокопроизводительные и, соответственно, с высокой зарплатой рабочие места, это позволит увеличить и доходы населения, и улучшить многие показатели.

    Что касается динамики, то по нашим наблюдениям на следующий год после начала сокращения реальных доходов населения начинает расти преступность, на второй год начинают ухудшаться демографические показатели. Это как раз выпало на 2016 год. После начала роста реальных доходов населения сразу в этот же год снижается преступность, это произошло уже в 2016 году. На следующий год начинают улучшаться демографические показатели. Если растут реальные доходы населения, то в целом улучшается социальный оптимизм и демографические показатели. С учётом этих тенденций, но не пассивно, а принимая активные меры, мы будем стараться действовать в 2017 году.

    ***
    Стенограмма заключительного слова Рустэма Хамитова:

    Уважаемые коллеги! Сегодня отчёт Правительства Республики Башкортостан, поэтому я выступаю с места. Всю тяжесть этого сложного доклада взял на себя Рустэм Хабибович. Я благодарен ему за то, что системно, информативно, объёмно представлена жизнь нашей республики в 2016 году.

    Вот это громадное количество цифр – это работа республики. Мы сейчас заседаем, обсуждаем результаты 2016 года. А 2 млн человек работают. Эти цифры, эти показатели как раз результат деятельности нашего общества.

    Нисколько не стыдно за нашу республику. Достойно работают и промышленность, и производство, и социальная сфера, и образование, и здравоохранение, и многие другие отрасли.
    Вчера я целый день провёл в Совете Федерации. В рамках Общества российско-китайской дружбы состоялась встреча с Валентиной Ивановной Матвиенко и Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Чжан Дэцзяном. Мне предоставили слово со следующими вводными данными: «Сейчас выступит Глава Башкортостана, одного из крупных, ведущих регионов Российской Федерации, который сегодня успешно и активно работает с китайскими товарищами по многим направлениям». И мне за это приятно. Я знаю, что это наша республика. Ни я лично, ни наше Правительство, а наша республика получает высокую оценку и в целом у общества, и в стране, и у руководителей парламента, и у руководителей государства.

    Но надо понимать, что, тем не менее, есть огромное количество нерешённых задач. На «Прямой линии» я уже сказал, что для того, чтобы решить первоочередные задачи нам нужно минимум 300 млрд рублей. Расходный бюджет по прошлом году составил около 190 млрд рублей. Но там «зашиты» социальная сфера, здравоохранение, образование. А нам 300 млрд рублей нужны только на стройки. Колоссальная цифра! А мы сегодня направляем 30.

    И когда говорят: «А когда мы догоним соседей?», отвечаю: «Во-первых, нам никого догонять не надо». Мы работаем в хорошем, нормальном темпе. И темпы развития нашей республики нисколько не уступают темпам развития других субъектов, более того – превосходят.
    Сегодня неоднократно было сказано о том, что наши показатели, показатели работы нашего общества выше среднероссийских цифр. И не надо делать вид, что якобы Правительство не видит проблем, которые у нас есть. Видит. И работает, и трудится над этим.

    Но главный показатель – это качество жизни людей. Сегодня от Рустэма Хабибовича прозвучали сотни цифр, а на слайдах их были тысячи. Дело не в цифрах. Я неоднократно говорил, что цифры не хлеб не намажешь. Качество жизни людей – вот главный показатель. Люди должны чувствовать себя уверенно, в том числе в этих сложных политических баталиях. И эту работу мы тоже будем проводить.

    За самочувствие общества отвечают и депутаты всех уровней: и Государственного Собрания – Курултая, и муниципалитетов, и местного уровня. Мы все вместе делаем одну работу.

    Уважаемые коллеги!

    Сегодня в выступлении Рустэма Хабибовича прозвучал системный, сбалансированный подход к ведению этой сложной работы Правительства Республики Башкортостан. Там, где в план попали объекты, там обязательно обеспечено финансирование.

    Нет ни одного объекта, начатого за последние три-пять лет и брошенного. Нет таких объектов. Каждый объект обеспечен финансированием. Это выполняется довольно сложными процедурами, но это так. Это системность.
    Мы видим, что обязательно построим 100 объектов к 100-летию республики, которые мы запланировали. И бизнес подтягивается к этим процессам. И мы создаем и стараемся создавать атмосферу оптимизма, понимание, что мы живем в хорошей, крепкой, сильной республике.

    Я лично горжусь Башкортостаном. Я люблю людей, которые работают в республике. Я знаю, что каждый на своём месте старается сделать что-то полезное. Конечно, есть проблемы – не хватает денег. Есть у нас значимые, какие-то сложные задачи, переходящие из десятилетия в десятилетие. Всё это так. Но мы должны гордиться нашей республикой.
    Наша задача – вселять в людей оптимизм. Пессимистов много. В том числе много людей, которые стараются принизить общественную работу, работу нашего общества. И «шпильки» вставляют, и разного рода негативные оценки дают, сравнивают несопоставимые вещи.

    Сейчас депутат в своём вопросе попытался сравнить нас с Республикой Татарстан. Но там экономика другая. Там собственность принадлежит республике. Надо мне продолжать этот тезис или нет?! Думаю, что нет. Всем всё понятно. Мы работаем в той системе, которая есть. И эта сегодняшняя система даёт ровно столько денег, сколько она может дать и сколько она может себе позволить. Промышленные предприятия, наш малый и средний бизнес сегодня генерируют тот денежный поток, который у нас с вами есть. Нет других денег. И мы в этих условиях выглядим вполне достойно, надёжно.

    Повторяю, нерешённых вопросов много. Я на «Прямой линии» почувствовал это ещё раз. И на встречах с людьми чувствую это постоянно – нерв и напряжение, которое есть в обществе в части невыполнения ряда социальных обязательств. Каждый день мы получаем письма от людей, которые не могут оплатить детские сады для своих детишек, коммунальные расходы, не могут прогнозировать свое будущее. Мы видим эти письма. Мы работаем над этим.

    Мы уходим от дурной оптимизации, связанной с уменьшением количества мест в больницах или школах. Нас иногда к этому подталкивают, но мы сопротивляемся. Нельзя спекулировать на этом. Сегодняшняя жизнь много лучше той, которая была 10 лет назад. А 10 лет назад ситуация уже была лучше, чем ещё 10 лет назад.

    Мы движемся вперёд. Нам нужны большие темпы движения. Мы быстрее должны двигаться. У нас есть резервы. У нас есть возможности организовать эту работу лучше. Понимаем и движемся в этой части. Так что наша совместная, общая работа является залогом успеха.

    Сегодня прозвучали вопросы – сложные и неоднозначные. Ответы на них не всегда находятся и не лежат на поверхности. Если бы только от нас зависели и налоговая система, и вопросы, связанные с предоставлением преференций, и создание инвестиционного климата, и работа с малым бизнесом, то, наверное, по некоторым направлениям мы двигались бы быстрее.

    Но в целом мы в системе, системе нашей страны. И это очень хорошо. Россия – крепкая страна. Вы знаете, давят на неё извне и изнутри, пытаются ослабить конструкцию страны. Не получится! Россия – крепкая страна, и выдержит всё то многообразие сложностей, которые сегодня имеются. И мы с вами – россияне, жители республики. Мы будем делать всё, чтобы наша страна шла вперёд. Это принципиально важно. Это, если хотите, идеологическая установка.

    Очень легко свалиться в критиканство. Очень легко свалиться в состояние постороннего наблюдателя. Давайте вместе работать, вместе трудиться. Никто же никому не мешает. Это же очень просто – сидя на диване вечерком что-нибудь такое строчить. А работать кто будет? Так давайте работать. Давайте трудиться.

    Я со своей стороны считаю, что Правительство делает большую работу. Не без недочётов, не без недостатков. Мы постоянно говорим об этом, постоянно работаем над исправлением ошибок. Это факт. И мы ориентируемся на мнение людей. Нам чрезвычайно важно, чтобы люди чувствовали себя надёжно защищёнными.
    Надеюсь, что и вы, уважаемые депутаты, руководители предприятий, муниципалитетов, понимаете всю ответственность, которая лежит на нас. Мы с вами отвечаем за республику. И наша общая задача – делать жизнь людей лучше. И на сегодняшний день по многим направлениям социального развития нам это удается. Сложно бывает, тяжело порой. Порой, казалось бы, нет решений, но находим и движемся вперёд.

    Большое вам спасибо за понимание, за оценку. За то, что вы в целом разумно, без ненужных эмоций подходите к оценке ситуации, к пониманию того, что происходит, и своей работой стараетесь укрепить наше единство.

    Рәхмәт! Спасибо большое!

    ***
    Стенограмма подхода к прессе:

    КОРР.: Рустэм Закиевич, как Вы оцениваете социально-экономическое развитие республики в 2016 году? Какие события повлияли на общий результат? На каких направлениях нужно сосредоточить внимание и усилия?

    Р. ХАМИТОВ: Считаю, что оценку социально-экономического развития должны давать, прежде всего, наши граждане. Потому что самим себя оценивать не очень хорошо. С другой стороны, могу сказать, что Правительство республики, властные структуры работали в рамках тех финансовых, организационных возможностей, которые сегодня есть.

    Безусловно, вся работа Правительства и в прошлом году была направлена, и в этом году будет сосредоточена на том, чтобы повышать качество жизни людей. Качество жизни – это заработная плата, жилищные вопросы, вопросы, связанные с комфортом нашим городов, населённых пунктов, сёл. В конечном итоге считаю, что этот вектор, это направление будет постоянно действующим и самым важным в работе Правительства.
    Депутаты сегодня послушали отчёт, который представлял Рустэм Хабибович. Думаю, что по отдельным цифрам можно задавать вопросы и Премьер-министру Правительства Республики Башкортостан. Но в целом хочу сказать, что единое мнение и действие – продолжать работу над повышением качества жизни людей.

    КОРР.: Вы недавно сказали, что увеличивается отток населения из некоторых районов республики. Что могут предпринимать главы муниципальных районов?

    Р. ХАМИТОВ: Эта тема одновременно важная и сложная. Во-первых, мы не можем противостоять уже сложившимся мировым демографическим тенденциям. Идёт урбанизация, от этого никуда не денешься. Мировая западная цивилизация работает в варианте, когда сельское население составляет 10-15 процентов. У нас сегодня – 40 процентов. Поэтому процесс урбанизации будет.

    Во-вторых, нам не хотелось бы искусственно помогать оттоку населения из сельской местности. Нужны рабочие места. Мы постоянно говорим об этом с муниципалитетами – рабочие места, новые предприятия и т.д. И плюс возможности для комфортной жизни, чтобы наше сельское население получало все удобства, которые есть в городе.

    Маленькие районы должны в том числе смотреть и другие варианты организации работы. Не только строить крупные предприятия, но и объединять индивидуальных предпринимателей, решать вопросы через кооперацию. Мы же много об этом говорим.

    КОРР.: Как работает сегодня наше Правительство? Насколько эффективно удаётся справляться со всеми вызовами времени?

    Р. МАРДАНОВ: Как показали итоги 2016 года, основные цели достигнуты. В то же время имеется достаточно много общих вызовов, которые есть и по стране в целом. Для их решения нужно ещё приложить немало усилий. Это и задачи инвестиционного развития. Нам требуется больший объём инвестиций. На прозвучавший вопрос о том, как развивать районы и города, скажу, что у нас ряд муниципалитетов уже в этом году показали очень успешные примеры. Речь о тех, которые вошли в перечень территорий опережающего социально-экономического развития. Усилиями глав там были инициированы проекты в одном городе на 8 млрд рублей, а в другом – на 6 млрд рублей. А если бы там не было активной работы, эти предприятия могли бы разместиться в другом муниципалитете или, например, в Челябинской области. Очень многое зависит не только от Правительства, но и от руководителей муниципалитетов.

    КОРР.: По данным Росстата, в прошлом году реальные доходы людей сократились на три процента. Как Вы оцениваете меры Правительства по стабилизации уровня жизни, доходов людей?

    Р. ХАМИТОВ: Росстат измеряет ситуацию в соответствии со своими методиками. У нас тоже есть свои методики.

    Хочу сказать, что Республика Башкортостан в прошлом году была единственным регионом Российской Федерации, в котором население купило больше автомобилей, чем в 2015 году. Это говорит о том, что в целом доходная часть всё-таки находится на неплохом уровне.
    Хотя я понимаю, что почти 60 процентов работающих людей получают заработную плату меньше 20 тысяч рублей. Конечно, это совсем не те цифры. Но одновременно мы знаем, что есть ещё и «серые» зарплаты, и варианты других источников доходов, мягко говоря. Драматизировать не надо. В целом население чувствует себя неплохо.

    Но, конечно же, есть обделённые люди, которым просто на жизнь не хватает. Их ещё достаточно много. Не решены вопросы нищеты, бедности. Это темы, которые за один-два года не выправишь. Но важно сокращать количество людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Ещё одна тема – расслоение. Огромная разница между теми, кто получает минимальную заработную плату, и теми, кто очень хорошо зарабатывает. Здесь есть над чем действовать, потому что такое расслоение общество выдерживает очень тяжело. Мы знаем об этой проблеме. Думаем, что постепенно будем сокращать и эту разницу, которая существует.

    КОРР.: Согласны ли Вы с решением Ирека Ялалова об увольнении его первого заместителя по строительству Александра Филиппова?

    Р. ХАМИТОВ: Это вопрос не ко мне, а к Ялалову. Своё мнение о том, что происходило и частично ещё продолжает происходить в мэрии, я высказал на «Прямой линии». Надо работать для горожан. Надо работать для людей. Не надо стараться угодить части ангажированных бизнесменов, которые всегда есть вокруг властных структур. Если вектор деятельности мэрии будет направлен на то, чтобы улучшать жизнь жителей Уфы, то всё будет нормально.

    КОРР.: Ещё одно уточнение по этой теме. Очень много пишут о конфронтации между региональной и муниципальной властью. Она есть?

    Р. ХАМИТОВ: Конфронтации никакой нет и не может быть по определению. Потому что любая конфронтация приводит к ухудшению жизни людей. Я крайне заинтересован в том – и всегда говорю об этом, – чтобы жизнь людей шла в том русле, в котором сегодня идёт, и по возможности улучшалась. Поэтому конфронтация – это выдумка тех людей, которые хотели бы её получить.



    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5




    Открытая республика
    Ссылки